РФ.
Использование основополагающих актов — конституций (уставов), законов для регламентации политических общественных отношений не следует понимать как пренебрежение к иным формам права либо недооценку их. Речь идет о том, что просто надо соблюдать логику: во-первых, наиболее важные отношения или аспекты отношений следует выделять из общей массы, поскольку они обусловливают все иные отношения, и регулировать их актами более высокой силы, прежде всего основополагающими; во-вторых, надо соблюдать иерархию в регулировании и не допускать в нем хаоса.
5. Конституционно-правовое регулирование строится на методе единства материального и процессуального начал. Мы касались данного вопроса выше в связи с дискуссией о характере нашей отрасли права, не будем повторяться.
- Метод конституционно правового регулирования
- Метод конституционно-правового регулирования
- Методом конституционно правового регулирования
- Методы конституционно-правового регулирования
- Основной метод правового регулирования конституционного права
- Метод правового регулирования конституционного права рф
- Метод правового регулирования конституционного права
- Общие методы правового регулирования конституционного права
- Методы правового регулирования конституционного права
- Методы правового регулирования в конституционном праве
- Предмет и метод конституционно правового регулирования
Метод конституционно правового регулирования
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»).
Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст.
Метод конституционно-правового регулирования

В ст. 5 Конституции Бразилии сформулирована норма, согласно которой основные права и свободы человека и гражданина подразделяются на два вида. К первому виду относятся права и свободы, которые непосредственно закреплены в Конституции Бразилии и подлежат развитию в законах и судебной практике.
Второй вид охватывает права и свободы, предусмотренные актами международного права.
Методом конституционно правового регулирования
За нарушение запретов применяются виды и меры юридической ответственности, предусмотренные санкциями норм конституционного права или санкции норм охранительных отраслей права (административного, уголовного, гражданского).
Значительно реже в практике конституционно-правового регулирования общественных отношений с применением императивного метода используется юридическое средство, известное под названием «ограничение». По своему содержанию конституционно-правовое ограничение близко к запрету, однако оно рассчитано не на полное вытеснение того или иного отношения из жизни общества, а на удержание его в жестко установленных пределах. В качестве примера можно привести ст.
Методы конституционно-правового регулирования
По этим причинам восприятие конституционного права лишь как части права публичного уже не соответствует реалиям современного развития отрасли.
Полагаем, что автор допускает именно ту неточность в подходе к методам регулирования, о которой говорилось чуть выше, а именно: способы и приемы регулирования могут быть внешне сходными в разных отраслях права, однако от этого отрасли не сближаются.
Более того, когда методам, распространенным в одной отрасли права, начинают придавать смысл и назначение, более характерные для других отраслей права, возникают те недоразумения, о которых говорил Г. Гегель. И в наши дни наглядно подтверждается его правота.
Основной метод правового регулирования конституционного права
Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.
Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч.
2 ст.
Метод правового регулирования конституционного права рф
Запрет характеризуется однозначностью, категоричностью, непререкаемостью. Для документально-словесного оформления конституционно-правовых запретов в содержании норм используются такие лингвистические конструкции, как «не может», «не должен», «запрещается», «не вправе», «не допускается» и т.п. Так, например, в России никто не может присваивать власть.

145 Конституции Испании).
Метод правового регулирования конституционного права
Конституции РФ установлено, что «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации».
Учредительный метод [99] использует специфические способы и средства правового воздействия — общее установление и конституционное закрепление. Общее установление проявляется в наличии в системе конституционного права множества так называемых исходных отправных установлений, имеющих общерегулятивный характер и выражающихся в первичных нормах права. Такие нормы содержатся в Конституции РФ, конституционных федеральных законах или в федеральных законах.
Это нормы-принципы, нормы-дефиниции и др. Конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в общих конституционных отношениях.
Общие методы правового регулирования конституционного права
Во-вторых, как уже отмечалось, конституционное право регулирует определенный (базовый) слой отношений во всех сферах жизнедеятельности общества. Поэтому естественно, что разнообразные отношения должны регулироваться различными способами правового регулирования. Таким образом, метод конституционно-правового регулирования сочетает в себе черты императивного и диспозитивного методов.
Метод правового регулирования в конституционном праве преимущественно обязывающий (нормоустановительный) характер.
Дозволения и запреты используются постольку, поскольку инструментально необходимы для поддержания обязывания. Дозволения и запреты являются так называемыми субсидиарными (дополнительными) приемами.
Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой.
Методы правового регулирования конституционного права
Так, при установлении конституционных общих основ политических отношений гораздо больше материальных и очень мало процессуальных норм. Но метод активно применяется, когда речь идет о подробном конституционно-правовом регулировании отдельных видов общественных отношений. Причем о процессе можно говорить в двух аспектах: как о порядке (процедуре) осуществления субъектом конституционного правоотношения своих полномочий; как об урегулированности материальных полномочий корреспондирующих субъектов и порядка их реализации (поясним второй тезис примером: процедуре рассмотрения Государственной Думой проекта государственного бюджета предшествует его подготовка Министерством финансов и Правительством РФ, которая подробно урегулирована в части их полномочий и порядка рассмотрения вопросов Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ)).
6.
Методы правового регулирования в конституционном праве
Закрепление в учредительном акте основ конституционного строя, основ правового положения человека и гражданина, политико-территориального устройства, системы органов государственной власти и местного самоуправления гарантирует их реальное существование в общественной жизни. Авторы отмечают, что данный правовой метод — это один из приемов обеспечения стабильности общественных отношений, применительно к конституционному праву — способ обеспечения стабильности государственного (политического) режима[8].
В современный период большинство государствоведов склонны искать особенности конституционного права ни в наличии какого-то специального метода регулирования, а в сочетании методов, присущих правовому регулированию как таковому, в закономерности их композиции и роли каждого из известных и применяемых методов.
Таким образом, подводя итог, можно сделать некоторые выводы.
Предмет и метод конституционно правового регулирования
К примеру, обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается созданием и функционированием налоговых служб, выполнение гражданином обязанности нести военную службу сопровождается определенной законом деятельностью военных органов и должностных лиц. При этом гражданину должна быть предоставлена возможность заменить военную службу на альтернативную гражданскую службу (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).
Таким образом, преобладание императивного метода над диспозитивным, властных начал над свободой выбора для конституционного права может быть названо лишь со значительной оговоркой в качестве особенности, и не должно быть переоценено, как нельзя недооценивать неуклонную тенденцию возрастания роли диспозитивного регулирования в конституционном праве.