Аттестационная беседа с дефектологом


Сентябрь

(2-4 недели)

2.Аналитический

Определить направления и задачи коррекционной работы с учащимися

  1. Анализ результатов психолого-педагогического изучения учащихся, диагностических карт
  2. Знания об этапах формирования компонентов учебной деятельности и школьно-значимых психических функций

Перспективный план коррекционной работы

3-4 недели сентября

3.Стратенический (прогностический)

Выделить комплекс задач, над которым учителем-дефектологом планирует работать в течение 1-й четверти

  1. Анализ перспективного плана коррекционной работы
  2. Анализ школьной программы конкретного класса в целом и учебного материала 1-й четверти в частности

План коррекционной работы на 1-ю четверть

3-4 недели сентября

4.

ВОПРОС: Почему ребенку с плохой речью рекомендуют развивать пальчики рук?

ОТВЕТ: Зона мозга, которая отвечает за речь и другая зона, которая отвечает за мелкие движения рук, находятся рядом и взаимно влияют друг на друга. Развивая мелкие движения пальчиков, вы одновременно развиваете и речь ребёнка! Играйте в игры, где нужны мелкие движения пальчиков (перекладывание мелких предметов, шнуровки, мелкие конструкторы, мозаика…).

ВОПРОС: За какое время можно исправить нарушения речи у ребенка?

ОТВЕТ: Если нарушение речи выражается только в неправильном произношении звуков, то процесс исправления нарушенных звуков может занять от одного месяца до года – в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка.

Аттестационная беседа с дефектологом

Это выражается в том, что учителю-дефектологу предписывается:

  1. расписать занятия коррекционного компонента по темам с указанием количества часов на проведение соответствующих занятий и конкретных дат;
  2. сделать такое планирование на длительный промежуток времени: на год, полгода, четверть, в лучшем случае — на месяц;
  3. жестко следовать заданным темам и датам их проведения (что отслеживается при проверке);
  4. представить планы коррекционной работы на утверждение к 1 сентября или в течение первой недели этого месяца.

Вместе с тем логика планирования коррекционной работы отличается от логики планирования учебно-воспитательной работы по предметам.

Результаты обобщаются и заносятся в «Диагностическую карту», в которой разработана система определения уровня развития ребенка.

Выделяется три уровня по следующей значимости:

  • 1 уровень – высокий
  • 2 уровень – средний
  • 3 уровень – низкий

С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий, выстраиваются индивидуальные планы обучения.

Второй этап (две недели января).

Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики.
На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком.

  1. воспроизводить, повторять ритмический рисунок;
  1. двигаться под музыку в соответствии со звучащим ритмическим рисунком;
  1. проговаривать по слогам стихотворение, отбивая ритм;
  2. различать на слух фонематические противопоставления;
  3. различать фонемы в собственном произношении;
  4. узнавать звук на фоне слова;
  5. выделять звук из слова (в начале и в конце слова);
  6. определять место звука в слове;
  7. определять последовательность звуков в слове;
  8. определять количество звуков в слове;
  1. подбирать слова на заданный звук;
  2. связывать фонему с буквой (фонема — артикулема — графема);
  3. составлять схемы слов;
  4. связывать букву со звуком (графема — артикулема — фонема) и т.

И та и другая ситуации не позволяют осуществлять истинное коррекционное воздействие, направленное на конкретные, как правило, индивидуальные, проблемы детей, хотя мотивы педагогов при этом весьма благородны — охватить как можно большее количество учащихся.

Кроме того, во второй графе перспективного плана выявленные в рамках каждого направления коррекционной работы задачи важно расположить в целесообразной последовательности их решения. Для этого учитель-дефектолог должен владеть знаниями об этапах формирования компонентов учебной деятельности и школьно-значимых психических функций.

Третий этап — стратегический (прогностический).

Цель — выделить комплекс задач, над которым учитель-дефектолог планирует работать в течение определенного периода.

На наш взгляд, оптимальным периодом для планирования деятельности школьных специалистов является учебная четверть.

Так, например, в проблемной для группы детей области фонематического слуха кто-то может находиться на этапе развития фонематического восприятия, кто-то — на следующем этапе — формирования умений простого фонематического анализа, а кто-то — уже на этапе усвоения умений сложного фонематического анализа. Отсюда следует, что задачи и содержание коррекционной работы в отношении каждого ребенка будут отличаться и в этом случае, что должно быть представлено в плане.

Однако в широко распространенных на практике тематических планах коррекционной работы индивидуализация ее содержания не находит отражения.
Следовательно, необходима иная форма плана коррекционной работы, в которой были бы отражены потребности конкретного ребенка.

Итак, коррекционная работа может быть только индивидуально направленной.

Планы коррекционной работы составляются на диагностической основе.

Инфоinfo
Постепенно решая цепочку задач от занятия к занятию, педагог подходит к достижению цели, зафиксировав полученный результат в диагностической карте.

Второй спорный вопрос — какие задачи (обучающие, коррекционно-развивающие, воспитательные) ставятся к коррекционным занятиям. Названная триада задач определяется к урокам. К коррекционным же занятиям ставятся коррекционно-развивающие задачи.


Это обусловлено направленностью и содержанием данного вида занятий.

В ряде случаев можно поставить и воспитательные задачи, если позволяет материал или форма проведения занятия. Например, если коррекционно-развивающая задача занятия — развивать умение пересказывать текст, то можно подобрать такой текст, чтобы параллельно решать и воспитательную задачу, например, по формированию определенного типа отношения к каким-то объектам окружающего мира либо событиям, поступкам и др.

Ввиду возможных существенных различий между детьми одного класса по характеру требующейся им помощи и трудностей ее своевременного оказания большому количеству детей, коррекционные занятия проводятся в индивидуальной и групповой, но не во фронтальной форме.

Объединение детей в группы осуществляется на основе схожих проблем в развитии, а не общих симптомов учебных затруднений. Это обусловлено тем, что даже при наличии у нескольких детей одного и того же внешнего проявления (симптома) трудностей в учении, причины и механизмы его возникновения могут быть разными, и, следовательно, разной будет направленность коррекционной работы.

3.

  • Анализ перспективного плана коррекционной работы
  • Анализ учебного материала 2-й четверти

План коррекционной работы на 2-ю четверть

Осенние каникулы

6. Диагностический (текущая диагностика)

Выявить результативность проведенной коррекционной работы – состояние развития учащихся в «проблемных» областях

  1. Специальные задания диагностического характера на коррекционных занятиях в конце 2-й четверти
  2. Изучение симптомов учебных затруднений учащихся при помощи:

— бесед с учителем;

— наблюдений за деятельностью детей на уроках;

— анализ тетрадей детей, их письменных работ, и других продуктов деятельности (рисунков и т.п.)

Сведения о состоянии развития учащихся, зафиксированные в диагностических картах

Последние 2 недели 2-й четверти

7.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *